Актуальная тенденция: теория поколений

про HRDESK.RU

Оценка компетенций кандидатов и сотрудников

Общие компетенции оцениваются 16-факторным опросником Кетелла и по MBTI.

Система HRDESK.RU умеет обрабатывать данные как занесенные из бумажных анкет, так и собранные удаленно.

По результатам оценки выдаются текстовая характеристика, прогноз профригодности, соответствие типам корпоративной культуры и ценностям компании.

Виды подписки на модули HRDESK.RU имеют ограничения только на количество хранимых записей, поэтому Вы получаете неограниченное число оценок от 900р./мес.

Профилирование должностей

В системе HRDESK.RU можно отпрофилировать должности своей компании, что позволит сравнивать требования должностей с оцененными компетенциями, а также строить грейды.

Грейдинг

Строить грейды в системе HRDESK.RU очень просто и удобно благодаря разработанному нами алгоритму. Хорошо отстроенная система грейдов позволяет оптимизировать оплату труда в компании и сделать ее справедливой.

Групповые оценки

Пользователи HRDESK.RU могут проводить онлайн проекты оценки 360° и 4D. Эти инструменты особенно полезны после проведенного ассессмента.








Валерий Чемеков, канд. психол. наук, партнер компании «Лучшие кадры», Москва



На рынок труда сильно влияет демографическая ситуация, поскольку определяет спрос и предложение рабочей силы, популярность занятий и профессий, а значит — уровень оплаты труда. Демографическая ситуация определяется множеством сложных факторов и выражается в ряде интересных явлений, таких как «Русский крест» и характеристики поколений.

«Русский крест» — понятие, предложенное американскими социологами для описания демографической ситуации в России, сложившейся в начале 90-х годов в результате падения рождаемости и роста смертности после «перестройки». Оно отражает ситуацию на графике, отображающем динамику этих показателей с течением времени, когда кривая рождаемости и кривая смертности пересеклись, и смертность стала превышать рождаемость. Произошло это в 1991 году. Смертность превышала рождаемость в России в течение двадцати лет и лишь с введением материнского капитала удалось остановить эту пагубную тенденцию, что в этом году привело к обратному пересечению кривой рождаемости и кривой смертности.

О чем это говорит?

Это свидетельствует о слабой насыщенности рабочей силой рынка труда спустя 18–20 лет после даты «русского креста». С одной стороны, дети, родившиеся в 90-е годы, сегодня выходят на рынок труда и их мало, а значит, спрос на них может быть высок, а конкуренция в учебных заведениях низка. С другой стороны, недостаток рабочих рук уже несколько лет замещается иностранной рабочей силой. Но она, как правило, пока не претендует на места в вузах, но их дети будут — лет через пятнадцать-двадцать.

Вывод таков: дети, родившиеся после середины 90-х годов, имеют шанс выбрать ту профессию, которая будет иметь спрос: высокие технологии, инженерное дело, гуманитарные науки-то есть те, которые пока недоступны иммигрантам из-за языкового барьера.

Второе яркое явление в области демографии — «характеристика поколений». Уже сама формулировка указывает на то, что разные поколения имеют разные характеристики, что, однако, очевидно не всем. Вместе с тем, сегодня наиболее обсуждаемое и интересное событие в гуманитарной науке — это «Теория поколений».

Совсем недавно американцы Нейли Хоув (экономист и демограф) и Уильям Штраус (историк и писатель) одновременно и независимо друг от друга изучили ценности среднего класса, пытаясь понять суть конфликта поколений. И в 1991 году в книге «Поколения. История будущего Америки» изложили результаты исследований с 1584 по 1991 год с прогнозом до 2069 года.

Они выяснили, что многие ценности формируются в очень короткий промежуток отрочества с 11-12-и до 12-14-и лет, в этот период человек принимает модель поведения в семье, события в обществе и пр. как должное, не воспринимая их критически. Эти ценности во многом формируют нормы поведения, становятся образцами будущего и мироощущения человека.

Исследователи определили границы поколений, дали им обозначения, начиная с поколения в начале прошлого века. Оказалось, что ценности поколений все же не уникальны: ценности каждого пятого поколения схожи. Люди, попавшие в границы смены поколений (плюс-минус 3 года), обладают чертами двух поколений.

Эта теория работает и в России, правда, что интересно, здесь поколения сменяются на три года позже, чем на Западе.

Поколение старше 1965 года называют поколением «бэби бумеров», то есть, «бурно рождавшихся» в послевоенные годы. Те, кто рожден в те времена, легко замечают разницу с теми, кто младше их лет на 30–40, что создает эффект «эх, молодежь!». Ну, а что сама молодежь? Какова она?

Следующее поколение получило название «Поколение X» (годы рождения: 1965–1984).

Его иронично называют поколением «детей с ключом на шее». Действительно, тогда мы могли выпустить наших детей на улицу на целый день, без мобильного телефона (его еще не изобрели), с расчетом, что ребенок сам вернется из школы, пообедает, сделает уроки и пойдет гулять до ужина. Хотя, как мне кажется, такая характеристика в большей степени свойственна предыдущему поколению.

У этого поколения были свои герои: космонавт, писатель, физик «Неизвестный солдат», а позже — группа «Машина времени» и даже инакомыслящий.

Ценилось высшее образование (еще не произошла его девальвация, которую мы наблюдаем сегодня) и работа по профессии.

Главная ценность в сфере работы — работать за идею, вертикальная карьера.

Рабочие мотивы:

  • включенность в команду (коллективизм);
  • потребность соответствовать ожиданиям общества (социальная ответственность);
  • стремление занять руководящую должность.

Формы досуга: «культурные мероприятия» (театр, выставки, чтение и пр.), «общение на кухне». Чтение вдумчивое с проникновением «между строк» и расшифровкой Эзопова языка.

Основные ценности: Выживание, Обучение в течение всей жизни, Надежда на себя, Равноправие.

Что нам дает эта информация?

Сегодня «Поколение Х» — основной работодатель тех, кто будет выпускаться в этом учебном году и пройдет обучение в средних и высших учебных заведениях. Представители этого поколения будут занимать высшие позиции в иерархии организаций. И они будут слабо понимать мотивы и ценности поколения, к которому принадлежит поколение сегодняшних выпускников, а их мы обсудим в последнюю очередь.

Возможно, ни педагогам, ни родителям не стоит готовить своих детей к встрече с представителями этого поколения, но понимать, что корпоративный мир меняется и как он меняется — это важно. Тем не менее, это поколение требовательно к подчиненным, они структурированы, стабильны, сохраняют верность традиционным ценностям.

Следующее поколение — люди, с которыми наш выпускник будет взаимодействовать более плотно. И к этому его точно нужно готовить.

«Поколение Y» — годы рождения: 1984–2000.

Это поколение имеет несколько обозначений: «сетевое поколение», «поколение Миллениума», «поколение некст» — то есть те, кто владеет сетевыми технологиями, поколение новой эры. Это поколение имеет и иное название: «поколение Питера Пэна» — те, кто не хочет взрослеть. И действительно, видели вы «недорослей», лысеющих подростков, которые ездят на работу на самокатах, предпочитают жить с мамой (очень удобно с точки зрения быта), увлекаются играми и скользят по поверхности интересов, знаний, ответственности?

Основной герой, который сопровождал их детство — Гендальф, герой эпопеи о хоббитах. Я помню, как моя тринадцатилетняя дочь плакала, когда дочитала до того места в книге, где он умер.

Ценности в области образования — стремление иметь несколько дипломов (на всякий случай или потому, «что учиться — это прикольно»), «коллекционирование» разных курсов, не связанных с профессией или для получения другой профессии без высшего образования.

Отношение к работе: работа — не главное, главное — свободное время для впечатлений (развлечений и путешествий), а если карьера, то карьера горизонтальная (профессиональная — направленная на развитие компетенций). Рабочая мотивация этого поколения:

  • «счастье на рабочем месте»: хороший, современный офис с бесплатным кофе и фитнес-залом, свободный или гибкий график (42% опрошенных) 1, различные развлекательные активности;
  • интерес к работе, если она предполагает творчество и разнообразие (72% опрошенных), пренебрежение к рутине и технической работе;
  • интерес к работе в инновационных компаниях (78% опрошенных);
  • стремление открыть собственное дело (57% опрошенных);
  • возможность для общения на работе с коллегами, что ценится больше, чем успехи на работе, и важность человеческих отношений с руководителем;
  • самостоятельные достижения (невключенность в команду).

Это поколение особо ценит отдых, но не «баклажанный» на пляже, а такой, который называют в этой среде «адреналином», «фаном», а также предполагает путешествия, слушание современной музыки, общение в сети.

Что касается чтения, то это уже не вдумчивое неторопливое проникновение в смысл и «между строк», а чтение заголовков и дайджестов: им некогда (или лень?) копаться в информации, они глотают дайджесты и сборники из разряда «классическое произведение на трех страницах».

Их основные ценности:

  • глубокая вовлечённость в цифровые технологии и многозадачность в использовании средств коммуникации: они одновременно смотрят фильм, слушают музыку и общаются посредством SMS;
  • отказ от традиционных телевидения, радио, бумажных газет в пользу информации из интернета и сетевых сообществ;
  • склонность оттягивать переход во взрослую жизнь из-за молодежных увлечений;
  • включенность в социальные сообщества (сетевые, экологические, например, «Синие ведерки»);
  • время и скорость принятия решений, быстрота результата и вознаграждения;
  • свобода передвижения, свобода выбора и взглядов.

Все, что сказано об этом поколении, важно знать, чтобы подготовить сегодняшних выпускников к профессиональной жизни, поскольку именно «игреки» будут их руководителями. Но в чем будет заключаться такая подготовка?

Если ваш ребенок глубок, вдумчив, учился неформально, не для оценок, то он может не сработаться с таким руководителем, кто ориентируется на развлечения и не любит рутину, которая так свойственна функции руководителя. К тому же, возможно, этот руководитель получил школьное и высшее образование не в самые лучшие для страны времена, когда его качество заметно снизилось.

Итак, поколение, к которому принадлежат наши выпускники и будут принадлежать ему еще пару десятилетий, это новое поколение — «поколение Z», оно получило название «Digital Native» или «Цифровой Человек».

Представители этого поколения рождены в конце XX века, и история этого поколения только начинается.

«Культ героев» — те, кто формировал вкус и ценности в отрочестве — например, Гарри Поттер, медийные лица, представители эстрады и кино. Если вы хотите узнать у вашей дочери, что это за актер в голливудском фильме, который вы смотрите, вы получите полный ответ, сопровожденный ироничным комментарием о родительской отсталости. Но французские фильмы, а тем более отечественные — для них terra incognita.

Дочь моих друзей, второкурсница, посетив летний лагерь в Лондоне с целью изучения языка, привезла оттуда не томик Шекспира на английском языке, а волшебную палочку Гарри Поттера!

Работа для нового поколения будет интересна, прежде всего, в том случае, если она предполагает творчество, если на работе есть полный интернет-доступ и возможность все попробовать.

Досуг занимают компьютерные- и интернет-игры. А общение часто происходит в виртуальной форме даже с незнакомыми. При этом прямое общение затруднено. Молодые люди этого поколения не выходят во двор «с ключом на шее», мальчишки не дерутся со шпаной, они замкнуты в семье и общаются все чаще по телефону и интернету.

Их чтение ограничивается сканированием заголовков, просмотром статусов в сетях (как альтернатива: просмотр роликов и фото), такое визуальное восприятие информации формирует т.н. «клиповое мышление», вытесняет чтение, вербальную культуру. К тому же вместо искусства потребляется реклама.

Ценности и поведение:

  • виртуальный (в сетях), а не реальный коллективизм (с живыми людьми);
  • глобализация в образовании и работе: они ориентированы на образование и работу за рубежом;
  • «клиповое» мышление — передача смысла не через формулы и теории, а посредством картинок, пиктограмм, инфографики, сжатых дайджестов, созданных по типу клипов — ярко, броско, коротко, доступно к быстрому усвоению;
  • полилингвизм: отличное знание одного языка — уже не редкость, многие ориентируются на знание двух-трех языков;
  • несамостоятельность;
  • невозможность непосредственного общения и живых контактов, эмоциональная некомпетентность.

Последнее обстоятельство заключает в себе основную задачу подготовки выпускников к новой жизни. Возможно, педагоги и родители уже столкнулись и с другими проблемами: нежелание ребенка читать толстые книги, невозможность оторвать его от компьютера, невовлеченность в рутинные занятия, такие как чтение книг или зубрежка. Зачем сочинять текст доклада, если его можно найти в интернете?

Да, знания у современных школьников формируются по-новому. Они живут в мультиинформационной среде, в потоке информации, идущем одновременно из трех-четырех источников. Сегодня из-за «клипового мышления» ученик не может долгое время концентрироваться, у него снижены аналитические способности, он не может воспроизводить или создавать сложные умозаключения.

Как этому противостоять? Специалисты предлагают в этом случае специальные тренинги. Но важнее изменение образа жизни, что предполагает комплекс мероприятий по избавлению от компьютерной (сетевой, игровой) зависимости, который должны согласованно предпринять и родители, и педагоги.

Но, возможно, не все так плохо? Может, это не лень вашего сына, а уход от стресса окружающего мира? Может, это не любовь вашей дочери к гаджетам, а способ общаться с друзьями, не выходя на опасную улицу ночью? Они не берут в руки книгу, а только телефон? А может, это и есть книга?


1 По данным консалтинговых компаний Экопси, Deloitte и Hays.





  • сравнение оцененных компетенций
  • с требованиями профилей должностей
  • ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО!
  • пройдите регистрацию
  • и получите демо-доступ на 3 дня!