«КАДРОВИК.РУ» № 6, 2011 г.
Валерий Чемеков, канд. психолог. наук, г. Москва
Для построения эффективной системы оценки персонала в организации необходимо разработать универсальную модель компетенций, которая должна быть применима к любой деятельности в компании. Кроме того, потребуется разработать адекватный этой модели инструментарий оценки и, наконец, описать правила принятия кадровых решений по итогам оценки.
В зависимости от объекта изучения все виды оценки можно разделить на две категории – групповые и индивидуальные.
Индивидуальная диагностика включает:
- оценку компетенций для принятия решений при приеме на работу или назначении на вышестоящую должность;
- оценку личностных качеств для разрешения психологических проблем работника и налаживания его взаимоотношений с коллегами;
- оценку потенциала работника для определения направлений его развития, карьер ного продвижения.
- оценка свойств группы, взаимоотношений ее членов;
- оценка корпоративной культуры.
Современные методы оценки персонала в компании
В корпорациях сегодня используется довольно широкий набор средств, который по мере развития технологий оценки и повышения требований к кадровым службам все время пополняется. Наиболее популярны следующие методы:
- тесты и психологические опросники;
- изучение биографических данных и профессионального пути (Track Records);
- экспертная оценка;
- наблюдение;
- интервью;
- оценка результативности;
- асессмент-центр (центр оценки).

Целям оценки базовых и профильных компетенций, поведения работника в производственной ситуации и в команде более всего отвечают тесты (опросники) и асессмент-центр. Источниками информации для исследования специальных компетенций являются резюме и анкета кандидата, которые относятся к методам изучения биографических данных и профессионального пути.
Другие методы играют, как правило, вспомогательную роль и используются в случаях, когда возможность применять тесты и центр оценки отсутствует.
Тесты разделяют:
- на личностные;
- тесты способностей;
- тесты интеллекта.
В последнее десятилетие в отечественной кадровой практике наблюдается всплеск активности в использовании тестов всех перечисленных категорий. При этом картина довольно пестрая. У оценщиков еще пользуются популярностью, казалось бы, уже ушедшие в прошлое, узконаправленные методики «Прогрессивные матрицы Равена», «Корректурная проба», «Компасы», EPI Г. Айзенка. Вместе с тем все большее место в деле отечественной оценки занимают новинки – MBTI, OPQ, CPI, «360 градусов».
Тесты интеллекта
Тесты интеллекта позволяют оценивать различные стороны интеллектуальной деятельности (умение анализировать, обобщать, выделять главное, классифицировать и т. д.), что делает их более эффективными и информативными по сравнению с классическим тестом IQ. Они до сих пор активно применяются – считается, что их корреляция с успешностью деятельности наиболее высока. Нередко они принимают форму профессиональных тестов или тестов способностей: задачи формулируются на материале конкретной компании, моделируются реальные ситуации в экономике, продажах и логистике организации.
Вместе с тем тесты интеллекта – наиболее «острые»: любой человек может примириться с выводом о своей низкой стрессоустойчивости, но информация о низком уровне собственного интеллекта для испытуемого травматична.
Тесты способностей и профессиональные тесты
Тесты способностей в корпоративной практике чаще всего применяются в форме профессиональных тестов, хотя и сохраняют самостоятельное значение для выявления потребности в обучении, профессиональной ориентации, способности к развитию и используются в центрах оценки. Прямо или косвенно они связаны с оценкой интеллекта, нередко в батареях тестов способностей применяют многошкальные тесты интеллекта.
Основной недостаток тестов способностей и профессиональных тестов – трудность в изготовлении. Их разработка по силам компаниям, профессионально занимающимся оценкой персонала. Если у организации нет возможности оплачивать такие услуги, она вынуждена будет довольствоваться доступными простыми методиками.
Личностные тесты

Личностные тесты наиболее широко распространены. Их принято разделять на формализованные и неформализованные (описательные). К первой группе относятся все тест-опросники, ко второй – проективные методики. Последние не могут применяться при групповом тестировании – качество интерпретации данных зависит от уровня подготовки специалиста, а результаты тестирования несравнимы.
Тесты бывают одношкальные и многошкальные. Для диагностики набора компетенций понадобится и набор соответствующих методов. Если в профиле компетенций семь наименований, то потребуются семь одношкальных тестов. Вероятность того, что такие тесты найдутся, очень мала.
К тому же, как правило, испытуемому труднее заполнить батарею коротких тестов, чем один – пусть даже с тем же количеством вопросов. Поэтому легче и удобнее применить многошкальный опросник, результаты которого можно использовать не только для диагностики компетенций, но и для иных задач, которые могут быть сформулированы позднее в ходе работы протестированного сотрудника.
Центр оценки
Сегодня более известно название Assessment Centre (асессмент-центр), чем Development Centre. Последний метод отличается целями – он позволяет выявить способности испытуемого и определить направления его развития.
Асессмент-центр изначально предназначался для оценки способности кандидата занять высшие руководящие должности.
Сегодня эта грань стерта, и метод центра оценки (ЦО) применяют для:
- оценки пригодности рядового работника занять руководящую должность;
- определения пригодности кандидата к должности при подборе;
- выявления направлений обучения и карьерного развития испытуемого;
- периодической аттестации персонала.
Пример матрицы критериев-упражнений ЦО | |||
---|---|---|---|
Компетенция / оценочное упражнение | Групповая дискуссия | Ролевая игра | Аналитическое упражнение |
Оказание влияния | * | * | * |
Решительность | * | ** | * |
Аналитическое и стратегическое мышление | ** | ** | * |
Лидерство | * | * | - |
Развитие других | - | * | - |
Ориентация на достижения | ** | ** | ** |
Примечание: * – основная компетенция, оцениваемая в упражнении; ** – дополнительная компетенция.
Суть ЦО – изучить поведение испытуемого в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности. Нередко это выглядит как деловая игра, где участников оценивают эксперты-наблюдатели. Чаще исследование по методу ЦО представляет собой набор отдельных симуляций (процессов, упражнений), тестов способностей и личностных тестов1. В табл. 1 приведен пример матрицы критериев-упражнений ЦО. Помимо указанных упражнений применялась методика оценки компетенций OPQ.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы симулируемые ими компетенции частично дублировались. Одна компетенция должна симулироваться не менее чем в двух процессах.
Работа с ЦО может длиться от пары часов (мини-асессмент) для кандидатов на рядовые должности и до нескольких дней для высших руководителей.
Выделяют следующие этапы подготовки ЦО:
- определение модели компетенций и целей оценки;
- подбор готовых или разработка новых корпоративных симуляций и кейсов для программы оценки;
- разработка инструкций и описаний оцениваемых компетенций для участников (см. приложение 1);
- разработка инструкций и оценочных листов для экспертов к каждому упражнению с критериями оценки;
- подбор тестов для оценки отдельных компетенций;
- выбор, приглашение и подготовка экспертов;
- подготовка раздаточных и расходных материалов;
- разработка программы ЦО;
- выбор, приглашение и инструктирование участников оценки.

Пример программы асессмента приведен в приложении 2. Важным разделом здесь является тайм-лист – четкий график каждого процесса. Границы времени в ЦО выступают и как дополнительный фактор оценки таких способностей участника, как самоорганизация, устойчивость к «стрессу дефицита времени». В графике отмечается «прикрепление» экспертов к участникам, перемещение участников по аудиториям и пр.
Значимым элементом системы является подготовка экспертов для минимизации субъективизма. Эксперты тренируются в однозначной интерпретации проявляемых компетенций.
Как правило, с одним испытуемым работают два эксперта. Оцениваются все видимые поведенческие реакции без домысливания и интерпретаций. Обычно для быстрой фиксации потока наблюдений используется совокупность символов.
Основные недостатки ЦО – его высокая стоимость, большие затраты времени и организационных усилий. Вместе с тем данный метод считается наиболее валидным из всех средств оценки.
С точки зрения соотношения цены и качества, а также из соображений компактности инструмента многошкальные тесты-опросники представляются более оптимальными.
Личностные тесты в оценке компетенций
Тесты и опросники являются самыми популярными инструментамм. Традиционно для прогноза успешности используются многошкальные опросники – тест-опросник Р. Б. Кетелла (16PF), MMPI, CPI, которые могут применяться как при целостном, так и при личностном подходе.
На протяжении последних десятилетий в кадровой сфере или среди руководителей компаний возникают критические замечания в отношении личностных тестов, например такие:
- Это американские тесты, которые не применимы к нашим условиям.
- Эти тесты устарели.
- Из-за большого объема вопросов нагрузка на испытуемого оказывается чрезмерной.
- По несколько раз в разных формулировках задаются вопросы об одном и том же.
- Несмотря на множество вопросов, тесты способны охарактеризовать человека лишь по 10–20 параметрам.
- К одному человеку нельзя применять один и тот же тест несколько раз.
Ответы на подобные возражения выходят за рамки этой статьи. Стоит лишь заметить, что такие суждения несостоятельны, и в среде профессиональных психологов данные методы пользуются уважением2.
Отдельного комментария заслуживает метод MMPI. Он заслужил устойчивую славу клинического средства исследования, но вместе с тем наиболее широкое распространение он получил именно в кадровой сфере. Шкалы, которые слывут «клиническими», в умелых руках способны оказать хорошую помощь в поиске противопоказаний и скрытых угроз.
Многошкальные тесты и целостный подход
Реализация целостного подхода предполагает создание на большом статистическом материале такого инструмента (испытания, теста, опросника), который, не «дробя» личность на отдельные компетенции и полезные качества, позволяет сделать вывод о пригодности кандидата и спрогнозировать его успешность.
В рамках целостного подхода на основе тест-опросника 16PF создаются3:
- эталонные профили – профили наилучшего представителя для данной профессии;
- индексы успешности – тестовые оценки, составленные на основе весов первичных факторов тест-опросника.
В первом случае для прогноза успешности кандидата сравнивают его профиль с эталонным профилем, который присущ самым успешным представителям профессии. Для этого вычисляют корреляцию 16 значений теста испытуемого с 16 значениями эталонного профиля, и по ее величине делают вывод по степени пригодности.
Во втором случае вычисляют числовое значение индекса по формуле, выведенной посредством регрессионного анализа. Так, например, индекс успешного полицейского таков: 0,47 × A – 0,35 × (F + L) + 0,23 × (Q2 + Q3) + 9,41. А индекс успешного розничного продавца выглядит так: 0,44 × А – 0,33 × L – 0,44 × Q2 + 0,22 × H – 0,22 × E – 0,22 × Q4. Полученная величина сравнивается с критериальным значением или с интервалом. Критериальные значения для приведенных примеров составляют 5,09 и 5,56 соответственно. Интервалы расшифровываются таким образом:
- 0–2,9 – пригодность ниже необходимой (кандидат не рекомендуется для данной должности);
- 3,0–4,7 – минимальная пригодность (кандидат рекомендован при дефиците на рынке рабочей силы);
- 4,8–6,9 – пригодность достаточна (выше средней);
- 7,0–8,0 – пригодность высокая.
При прогнозе профессиональной успешности на основе многошкальных опросников MMPI и CPI, как правило, используется иной способ, который соответствует принципам этих методов. Он заключается в разработке шкал на основе статистического анализа результатов опросов так называемых «контрастных групп» испытуемых. Исходный опросник заполняют две группы людей:
- обладающие искомым качеством или успешно осуществляющие деятельность в определенной сфере;
- не имеющие таких характеристик. Из тех вопросов, на которые обе группы дают устойчиво различающиеся ответы, составляют новую шкалу. Однако такие шкалы не публикуются и не находят широкого применения – их можно использовать только в тех организациях, в которых они создавались.
Успешность компании зависит не только от профессиональных умений работников, но и от их соответствия ценностям, корпоративной культуре, от их способности ужиться с руководством. Поэтому полученная шкала выявляет соответствие испытуемого и этим особенностям.
При интерпретации результатов такого тестирования невозможно определить, за счет каких качеств тестируемый будет эффективным сотрудником.
Многошкальные тесты и компетентностный подход
Многошкальные методики показывают свою эффективность при необходимости подобрать средства диагностики набора компетенций. Так, к методу MMPI (10 основных шкал) разработано более 400 дополнительных шкал. Многие из них доступны для отечественных психологов-практиков4.
Зачастую дополнительные шкалы MMPI носят названия компетенций, например: «Черты ответственности», «Адвокатский тип личности», «Доминирование», «Зависи мость», «Общая плохая приспособляемость», «Интеллектуальная эффективность», «Импуль сивность» и др. (см. приложение 3).
Метод CPI (20 основных шкал) – инструмент сравнительно новый, приложений к нему столь много, однако они существуют. Вот примеры дополнительных шкал CPI: «Менеджерский потенциал», «Направленность на работу», «Индекс лидерского потенциала» и др. (приложение 4).
Тест-опросник 16PF имеет 16 шкал, 4 вторичных фактора, дополнительных шкал к нему нет. Пожалуй, этот метод наиболее удобен, он часто применяется на практике для диагностики компетенций (приложение 5).
Приведенная в приложении 6 матрица компетенций-тестов демонстрирует, как можно сопоставить компетенцию и основную шкалу каждого из обсуждаемых опросников.
Система оценки и решение кадровых задач
Управление персоналом в организации связано с решением следующих основных задач:
- оценка пригодности кандидата;
- обучение;
- карьера и перемещение;
- нематериальная и материальная мотивация.
Матрица для принятия кадровых решений | ||||
---|---|---|---|---|
Оценка компетенций | ||||
низкая | средняя | высокая | ||
Оценка результативности |
низкая | Требуется принять решение о пребывании работника в компании | Требуется принять решения о пригодности или подыскать адекватное место работы | Возможен перевод на экспертную работу. Рекомендовано дополнительное премирование |
средняя | Требуется принятие решения о пригодности или подыскать адекватное место работы | Необходимо направить на обучение и коучинг для повышения эффективности | Необходимо направить на коучинг или тренинг эффективности | |
высокая | Требуется обучение | Есть резервы для развития знаний | Максимум достижений (опасность выгорания). Возможно дополнительное премирование |
Невозможно решить их на основании выводов о развитии одних лишь компетенций. Допустим, что оценка показала высокий уровень развития компетенций, однако результативность работника на практике оказалась невысокой. В этом случае было бы опрометчиво после успешной аттестации повышать зарплату, не учитывая реальную эффективность сотрудника. Можно сказать, что компетенции – это потенциал работника, а его результативность – показатель того, насколько он смог реализовать свой потенциал.
Поэтому в системе оценки персонала следует учитывать и его результативность.
Оценка результативности может быть ежемесячной, поквартальной и годовой.
Пример ежегодной оценки – KPI, которая основана на объективных и измеримых показателях деятельности. Ежемесячная оценка не всегда может использовать объективные показатели – едва ли их можно получить за такой малый промежуток времени. В этом случае для оценки эффективности применяют формальные, косвенные параметры:
- процент выполнения задач за период;
- срок выполнения задач;
- качество исполнения.
Оценки выставляются непосредственным руководителем работника экспертно. Некоторые корпоративные информационные системы и ERP имеют модули постановки задач и контроля их исполнения. Руководитель может с помощью встроенных средств оценивать качество выполнения задачи, система же учитывает процент и сроки выполнения. Ежемесячные оценки легко превращаются в годовые. Другое их достоинство – в том, что они сравнимы, независимо от содержания деятельности работника и его ранга, тогда как KPI могут устанавливаться не для всех работников и зачастую бывают несравнимыми.
Располагая оценочными данными о компетентности и результативности работника, можно выстроить матрицу для принятия кадровых решений (табл. 2). В этом примере матрица содержит лишь примеры предписаний для действий с персоналом. Реальная матрица может иметь не менее 4 градаций по каждому из измерений, а также подробные предписания в сфере карьеры, мотивации, обучения, источниками для которых служит кадровая политика организации. Эти предписания закрепляются в нормативных документах, регламентирующих кадровые бизнес-процессы.
Итак, чтобы выстроить систему оценки персонала, необходимо:
- сформулировать требования;
- выбрать средства оценки компетенций;
- объединить методы оценки как компетенций, так и результативности;
- определить кадровую политику;
- утвердить регламенты кадровых процессов.
Теперь у специалиста есть возможность идти дальше – создавать более эффективные и компактные методы оценки и прогноза успешности деятельности, а именно тесты по технологии «контрастных групп».
Мы часто вынуждены рассказывать о себе клиентам, коллегам, работодателям и другим людям, от решения которых что-то зависит в нашей судьбе. В зависимости от того, насколько искусно мы это делаем, зависит исход нашего дела. Самопрезентация – элемент деятельности представителей публичных профессий, к числу которых, безусловно, принадлежит и ваша. Этим обусловлены цель и содержание упражнения, направленного на отработку навыков презентации.
Цель – продемонстрировать перед аудиторией навыки устного публичного выступления, в котором необходимо представить самого себя и свои достоинства окружающим, произвести на них необходимое впечатление.
Задачи, которые надо решить в ходе самопрезентации:
- рассказать о себе и своих достижениях, выгодно их подать, подчеркнуть свой профессионализм;
- сообщить о собственных недостатках;
- выстроить выступление таким образом, чтобы оно было:
- цельным;
- последовательным;
- не выходящим за рамки отведенного времени;
- публично значимым, т. е. ориентированным на аудиторию.
Процедура
- Каждый участник готовит выступление. Последовательность изложения может быть любой, но сообщение обязательно должно содержать следующую информацию:
- Имя (отчество), фамилия, место работы и должность в настоящее время.
- Описание карьеры, профессионального пути, достижения и неудачи.
- Почему я работаю в компании? (Что меня здесь привлекает, что удерживает, чего я жду от компании?)
- Моими сильными сторонами я считаю… (Я делаю лучше других… Что я делаю действительно хорошо – так это…).
- Я хотел бы научиться…, развить в себе…
- Свою карьеру на ближайшие пять лет я вижу…
- Личные данные и пр.
- Участники выступают по очереди, обращаясь к аудитории и не используя записи.
- Участники дают друг другу обратную связь по итогам самопрезентации.
Оцениваемые компетенции
- Умение строить связанный рассказ, ясность и логичность изложения, способность выделить главное.
- Качество речи: красочность, разнообразие лексики, интонирование.
- Убедительность, способность заинтересовать и удерживать внимание.
- Способность управлять временем.
Время выполнения задания – 5 минут на человека. Время выступления фиксируется и контролируется.
Комплексной оценки руководителей предприятий группы компаний
Цель оценки – определение уровня квалификации с целью выявления пригодности участников к должностям руководителей департаментов и выше.
Задачи оценки:
- оценить уровень cформированности управленческих навыков участников;
- определить управленческий потенциал участников;
- выработать рекомендации по карьерному перемещению участников;
- выявить участников для резерва выдвижения.
Состав участников – руководители уровня директора департамента предприятия и выше.
Оценщики – руководители и сотрудники подразделения управления персоналом, назначенные соответствующим приказом (распоряжением) согласно положению об оценке персонала.
Оцениваемые компетенции
Название компетенции | Содержание компетенции |
Базовые менеджерские навыки | |
Лидерство | Умение убеждать, вдохновлять, объяснять цели и обучать, способность образовывать команду |
Стратегическое планирование | Способность к перспективному видению, умение ставить перспективные цели и формировать ресурсы для организации достижения, разрабатывать стратегии |
Коммуникативная компетентность | Навыки эффективного межличностного и делового общения, воздействия, взаимодействия с партнерами, подчиненными и руководством |
Организационная компетентность | Знания принципов и правил поведения в организации, тяготение к определенным ролям и позициям, способность вписаться в организационную культуру и соответствовать ей |
Управление временем | Навыки планирования и оптимального использования рабочего и личного времени, распределения своих ресурсов между повседневной рутиной и долгосрочными задачами |
Делегирование ответственности | Навыки определения, разделения и передачи полномочий сотрудникам, контроля ответственности |
Представительские навыки | Навыки представительства и успешного продвижения интересов организации во внешней среде, умение формировать и поддерживать личный и корпоративный имидж, навыки переговоров и публичных выступлений |
Навыки оперативного управления | |
Ситуационное руководство | Навыки принятия решений, умение брать ответственность, консолидировать, распределять ресурсы, навыки оперативного управления производственным процессом |
Управление персоналом | Комплекс навыков управления персоналом: подбирать и расставлять кадры, способность проводить тренинг и обучение, умение мотивировать, контролировать исполнение, управлять конфликтами |
Управление совещаниями | Навыки организации, подготовки и эффективного проведения совещаний |
Управление проектами | Планирование, распределение ресурсов для осуществления проектов в запланированные сроки, с заданной результативностью |
Управление финансами | Умение формировать и распределять бюджеты, планировать расходы, рассчитывать прибыль, схемы финансирования, навыки составления технико-экономического обоснования, бизнес-плана, баланса |
Управление информацией | Умение получать, обрабатывать, формировать, анализировать и обобщать информацию, делать правильные выводы, решать задачи, составлять документы |
Инструментарий оценки
- Стандартная форма, заполняемая каждым оценщиком, которая служит для оценки действий, компетенций и качеств участников.
- Квалификационные тесты и задания, нацеленные на оценку знаний и качеств,необходимых руководителю высокого уровня:
- «Квалификационный тест для руководителя»;
- «Управление финансами»;
- «Юридический тест»;
- психологические тесты;
- социометрический метод (выборы лидера и формирование команд);
- методика групповой оценки личности (с набором оцениваемых компетенций).
Задания и процессы (Case Study)
- Процесс «Самопрезентация».
- Задание «Доклад о состоянии Предприятия».
- Дискуссия «Эффективный менеджер».
- Basket Method: процесс «Работа с документами».
- Игра «Предприятие на рынке».
- Процесс «Кадровые решения».
- Процесс «Проект».
- Процесс «Совещание по итогам оценки или заданий / процессов».
Продолжительность – 16 часов, включая перерывы.
Численность участников – 8 человек.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|



Активная жизненная позиция | 63.3% |
Быстрая обучаемость | 30% |
Внимание к людям, чуткость | 30% |
Гибкость в общении, в отношениях | 10% |
Готовность к изменениям | 70% |
Готовность сотрудничать | 30% |
Дисциплина | 60% |
Качество работы | 50% |
Командность | 53.3% |
Лидерство | 53.3% |
Ориентация на интересы клиента, партнера | 10% |
Ответственность (в т.ч. социальная, правовая) | 60% |
Способность договариваться | 33.3% |
Стремление к развитию | 50% |
Уважение | 36.7% |
Целенаправленность | 50% |
Честность (порядочность) | 60% |
Широкие интересы, расширять кругозор | 30% |
Базовые компетенции | Метод | Показатели |
Тип корпоративнойкультуры | Камерона–Куинна или 16PF | Стабильность – адаптивность (Q1) Фокус внешний – внутренний (Q2) |
Ценности | Любой многошкальный илинабор тестов | В соответствии с содержанием ценностей |
Профильные компетенции | Наименование шкал | ||
16PF | MMPI | CPI | |
1. МОТИВАЦИЯ | |||
1.1. Ориентация на процесс/на результат | Q3 | / 78 | Ai |
1.2. Нормативная мотивация | G | L25 / 40 | V2 Re So |
1.3. Устойчивость к стрессу | C | 19 / 67 | Sc |
2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | |||
2.1. Уровень мышления для решения задач | B | - | Ie |
2.2. Широта мышления | M | 5 | In |
2.3. Готовность к изменениям, гибкость мышления | Q1 | 35 / 61 | Fx |
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ / ЛЮДЬМИ | |||
3.1. Уровень воздействия / лидерства | E | 40 | Do |
3.2. Контроль входящей информации | L | 6 | Sc |
3.3. Самостоятельность принятия решений | Q2 | 45 / 2 | Ai |
4. КОММУНИКАЦИИ | |||
4.1. Глубина коммуникаций | A | 8'5 / 03 | Sy |
4.2. Влияние и активность коммуникаций | H | 40'3 / 2 | Py |
4.3. Внешние/внутренние коммуникации | N | 03 | Gi |
Специальные компетенции | Метод |
1. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ | |
1.1. Иерархический уровень должности | Тест, резюме |
1.2. Должностные обязанности (функции) | Тест |
1.3. Содержание требуемых знаний | Резюме |
2. ОРАЗОВАНИЕ И ОПЫТ | |
2.1. Минимальный необходимый уровень образования | Резюме |
2.2. Минимальный необходимый опыт работы и навыки | Резюме |
2.3. Влияние на экономическую эффективность бизнеса | Тест, резюме |
3. УСЛОВИЯ ТРУДА | |
3.1. Условия работы | Психофизические и медицинские показания |
3.2. Вредные факторы работы | |
3.3. Физическая нагрузка |
1 Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития. М.: HIPPO; 2003.
2 Лунев П. А. Роль психологических тестов в оценке персонала. Справочник по управлению персоналом 2003; № 8.
3 Tatsuoka M. M., Cattell R. B. Linear equations for estimating a person’s occupational profiles. The British journal of educational psychology 1970; № 40: 324–334.
Cattell R. B. Handbook supplement for form C of the sixteen personality factor test. Institute for personality and ability testing. Champaign, Illinois. 2nd edition; 1962.
4 Собчик Л. Н. СМИЛ (MMPI). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь; 2009.